А вообще, вся эта ситуация с точки зрения маркетолога интересна. Вот, что говорят нам именитые люди: потребитель станет практичен. Научится считать свои деньги и смотреть не на красивую упаковку, а на пользу от товара. Чем это грозит для производителя:
а) например, прекрасному мылу "Дав" придется поменять акцент в своей рекламе с "нежного, как прикосновение щелка" до "хорошо увлажняет и защищает". Кстати, к обратному образу им не удастся вернуться никогда. Не удивлюсь, если лет через 5, когда кризис завершится, появится новая торговая марка, которая придет взамен того мыла "Дав", которое мы имеем сейчас. Произойдет обычный ребрендинг.
б) Акция "скидка 50%" не подействует в любом случае. Зато акция 2+1, а лучше 3+1 будет нарасхват. А еще очень удачно подействует примотанная скотчем деревянная лопатка к макаронам (это же экономия 10 рублей!) и замена упаковок майонеза с 250 гр на 500 гр (и пофиг, что стоимость упаковки все равно увеличится соразмерно весу. В глазах потребителя это все равно будет экономией).
в) удешевление себестоимости продукта с целью незначительного увеличения продажной цены. На самом деле, если вы раньше покупали Данон, как качественный кисломолочный продукт, то теперь смело можно будет брать и Чудо. Какая разница, чем травиться?
г) что? отпуск? Отпуск за границей? теперь эта роскошь, которую позволить себе может 5% населения. Да. еще в 2014 году было стыдно проводить отпуск в городе и даже в России. Словно ты нищий, которому срочно нужна подачка. Зато теперь можно поехать отдохнуть на дачу или на близлежащее озеро и это вполне себе удачный отпуск. Если к концу кризиса в живых останется хотя бы одно турагенство - это будет чудо.
Кстати, по поводу потребителей. Говорят, чтобы приспособиться к тяжелым временам, большая часть населения страны сделает что-то из этого списка:
-углубится в мир сериалов. Вы, например, уже нашли что-то интересное, желательно, чтобы сезонов так 10 было? Как раз хватит.
- начнет ходить на тренинги и семинары. Это касается тех людей, которые верят, что будучи сильным и приспособленным, можно что-то изменить. О да, сейчас как раз очень хорошо продвинут тема с проактивной жизнью. Но я бы не советовала тратить время и деньги. Серьезно? Какой-то тренинг за 4 000 рублей способен вывести целую страну из глубокого кризиса?
- уйдет в мир социальных сетей. Да, еще больше, чем сейчас. Кстати, тут прямой совет производителям - концентрировать всю свою рекламу в интренет-медия и соц. сетях. Пожалуй, более эффективной рекламы и не найти будет. Порадуемся в данной ситуации за смм-деятелей и агентств, специализирующихся на интернет-коммуникациях.
- начнет много и часто ходить в кино. Да просто потому что шоколад покупать дорого (тем более, денег теперь на тренажерный зал нет!), а сходить на какой-нибудь утренний сеанс раз в две недели можно.
- начнут ходить к гадалкам и экстрасенсам. О, это мой любимый пункт. Конечно, знахарь "баб Люба" точно знает, когда закончится кризис и не уволят ли вас с работы завтра.
Будет интересно, какие производители смогут адаптироваться под эти более чем специфические условия. Нет, на самом деле, не интересно. Я просто представляю, какой ужас предстоит и жду чуда 4 декабря. Но если его не произойдет, то вы хоть будете знать, как изменится ваше поведение в рамках приобретения товаров. А оно, увы, точно изменится.